Интеллектуальные робототехнические системы


Машинное творчество.


В 1957 году американские исследователи М. Мэтьюз и Н. Гутман посетили концерт одного малоизвестного пианиста. Концерт им обоим не понравился, и, придя домой, М. Мэтьюз тут же стал писать программу, играющую музыку. Идея Мэтьюза, развиваясь, породила целый класс музыкальных языков программирования, которые вначале назывались MUSIC с номером версии. Язык C-Sound произошел как раз из этих программ. А отделение Стэндфордского института исследований, где работал тогда М. Мэтьюз, выросло в музыкальный исследовательский центр под названием CCRMA.

В 1959 году советский математик Рудольф Зарипов начал «сочинять» одноголосные музыкальные пьесы на машине «Урал» [16]. Они назывались «Уральские напевы» и носили характер эксперимента. При их сочинении использовались случайные процессы для различных элементов музыкальной фактуры (форма, ритм, звуковысотность и т. д.). С тех пор появилось очень много программ для алгоритмической композиции. Для различных музыкальных задач было создано специальное программное обеспечение: системы многоканального сведения; системы обработки звука; системы синтеза звука; системы интерактивной композиции; программы алгоритмической композиции и др.

В 1975-1976 годах были проведены эксперименты по сравнению машинной и «человеческой» музыки. Для эксперимента были выбраны мелодии песен известных советских композиторов, опубликованные в сборниках избранных песен, и мелодии, сочиненные на вычислительной машине «Урал-2» по программе Р. Зарипова. Результаты экспериментов таковы: машинные сочинения жюри признало в большинстве случаев наиболее интересными и, «без сомнения, написанными человеком». Таким образом, деятельность машины удовлетворяла критерию Тьюринга - слушатели-эксперты не узнали ее.

Д. А. Поспелов в своем интервью «Литературной газете» [№1, 1976] слегка иронизирует над методом Р. Зарипова, вспоминая, что примерно такой же способ «творчества» предложил еще Остап Бендер в «Золотом теленке», продав журналисту Ухудшанскому свое «Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей», избавляющее от «необходимости ждать, покуда вас окатит потный вал вдохновенья».


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин