Можно ли считать шахматную программу интеллектуальной системой? Если шахматная программа при повторной игре делает одну и ту же ошибку - то нельзя. Обучаемость, адаптивность, накопление опыта и знаний - важнейшие свойства интеллекта. Если шахматная программа реализована на компьютере с бесконечно-высоким быстродействием и обыгрывает человека за счет просчета всех возможных вариантов игры по жестким алгоритмам - то такую программу мы также не назовем интеллектуальной. Но если шахматная программа осуществляет выбор и принятие решений в условиях неопределенности на основе эффективных методов принятия решений и эвристик, корректируя свою игру от партии к партии в лучшую сторону, то такую программу можно считать достаточно интеллектуальной.
Всякий раз, как только возникают сомнения в интеллектуальности некоторой системы, договоримся вспоминать тест Алана Тьюринга на интеллектуальность. После этого сомнения и дальнейшие споры, как правило, прекращаются.
Следует определить также понятие знания - центрального понятия в ИС. Рассмотрим несколько определений.
если <условие> то <действие>
Например, если X истинно и Y истинно, то Z истинно с достоверностью P.
Определения 1 и 2 являются достаточно общими философскими определениями. В ИC принято использовать определение 3 для определения знаний. Определение 4 есть частный случай определения 3.
Под статическими знаниями будем понимать знания, введенные в ИС на этапе проектирования. Под динамическими знаниями (опытом) будем понимать знания, полученные ИС в процессе функционирования или эксплуатации в реальном масштабе времени.