это факты перемещений move, первый
Продукционные правила - это факты перемещений move, первый параметр которых определяет условие, а второй параметр определяет действие (сделать ход в поле, в которое конь может перейти). Продукционное множество правил для такой задачи приведено ниже.
P1: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 8) P2: If (конь в поле 1) then (ход конем в поле 6) P3: If (конь в поле 2) then (ход конем в поле 9) P4: If (конь в поле 2) then (ход конем в поле 7) P5: If (конь в поле 3) then (ход конем в поле 4) P6: If (конь в поле 3) then (ход конем в поле 8) P7: If (конь в поле 4) then (ход конем в поле 9) P8: If (конь в поле 4) then (ход конем в поле 3) P9: If (конь в поле 6) then (ход конем в поле 1) P10: If (конь в поле 6) then (ход конем в поле 7) P11: If (конь в поле 7) then (ход конем в поле 2) P12: If (конь в поле 7) then (ход конем в поле 6) P13: If (конь в поле 8) then (ход конем в поле 3) P14: If (конь в поле 8) then (ход конем в поле 1) P15: If (конь в поле 9) then (ход конем в поле 2) P16: If (конь в поле 9) then (ход конем в поле 4)
Рис. 2.2. Шахматная доска 3х3 для задачи хода конем с допустимыми ходами
Допустим, необходимо из исходного состояния (поле 1) перейти в целевое состояние (поле 2). Итерации продукционной системы для этого случая игры показаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Итерации для задачи хода конем№ итерацииТекущее полеЦелевое полеКонфликтное множествоАктивация правила
1 | 1 | 2 | 1, 2 | 1 |
2 | 8 | 2 | 13, 14 | 13 |
3 | 3 | 2 | 5, 6 | 5 |
4 | 4 | 2 | 7, 8 | 7 |
5 | 9 | 2 | 15, 16 | 15 |
6 | 2 | 2 |
| Выход |
Продукционные системы могут порождать бесконечные циклы при поиске решения. В продукционной системе эти циклы особенно трудно определить, потому что правила могут активизироваться в любом порядке. Например, если в 4-й итерации выбирается правило 8, мы попадаем в поле 3 и зацикливаемся. Самая простая стратегия разрешения конфликтов сводится к тому, чтобы выбирать первое соответствующее перемещение, которое ведет в еще не посещаемое состояние. Следует также отметить, что конфликтное множество это простейшая база целей.В следующей лекции мы рассмотрим различные стратегии поиска в продукционных системах и пути разрешения конфликтов. В заключение данного раздела лекции перечислим основные преимущества продукционных систем:
- простота и гибкость выделения знаний;
- отделение знаний от программы поиска;
- модульность продукционных правил (правила не могут "вызывать" другие правила);
- возможность эвристического управления поиском;
- возможность трассировки "цепочки рассуждений";
- независимость от выбора языка программирования;
- продукционные правила являются правдоподобной моделью решения задачи человеком.
Содержание Назад Вперед