Интеллектуальные робототехнические системы


Алгоритм оценочных (штрафных) функций


Умело подобранные оценочные функции (в некоторых источниках - штрафные функции) могут значительно сократить полный перебор и привести к решению достаточно быстро в сложных задачах. В нашей задаче о людоедах и миссионерах в качестве самой простой целевой функции при выборе очередного состояния можно взять число людоедов и миссионеров, находящихся "не на месте" по сравнению с их расположением в описании целевого состояния. Например, значение этой функции f=x+y для исходного состоянияf0=6, а значение для целевого состояния f1=0.

Эвристические процедуры поиска на графе стремятся к тому, чтобы минимизировать некоторую комбинацию стоимости пути к цели и стоимости поиска. Для задачи о людоедах введем оценочную функцию:

f(n) = d(n) + w(n)

где d(n) - глубина вершины n на дереве поиска и w(n) - число находящихся не на нужном месте миссионеров и людоедов. Эвристика заключается в выборе минимального значения f(n). Определяющим в эвристических процедурах является выбор оценочной функции.

Рассмотрим вопрос о сравнительных характеристиках оценочных целевых функций на примере функций для игры в "8" ("пятнашки"). Игра в "8" заключается в нахождении минимального числа перестановок при переходе из исходного состояния в конечное (терминальное, целевое).

283
164
7*5

123
8*4
765

Рассмотрим две оценочные функции:

h1(n) & = Q(n) h2(n) & = P(n) + 3S(n),

где Q(n) - число фишек не на месте; P(n) - сумма расстояний каждой фишки от места в ее целевой вершине; S(n) - учет последовательности нецентральных фишек (штраф +2 если за фишкой стоит не та, которая должна быть в правильной последовательности; штраф +1 за фишку в центре; штраф 0 в остальных случаях).

Сравнение этих оценочных функций приведено в таблица 3.1.

Таблица 3.1. Сравнение оценочных функций

Оценочная функция hСтоимость (длина) пути LЧисло вершин, открытых при нахождении пути NТрудоемкость вычислений, необходимых для подсчета h SПримечания

h1 S0

S1

5 >18

13 100-8!(=40320)

8

Поиск в ширину

h2 S0

S1

5 18

11 43

8*2+8+1+1

Поиск в глубину
<


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин