Интеллектуальные робототехнические системы


Проблемный анализ


На этом этапе осуществляется отображение входной строки, представленной в виде сети ЛФ, в сеть проблемных фреймов (ПФ), служащую для внутреннего представления знаний в ИС. Для каждой предметной области должна быть разработана собственная база знаний, включающая абстрактную сеть ПФ. «Верхние уровни» ПФ фиксированные и содержат факты, всегда истинные в предполагаемой ситуации. Нижние уровни содержат много терминалов, то есть «ячеек», которые надо заполнить конкретными данными. В каждом терминале могут перечисляться условия, которым такие присваивания значений обязаны удовлетворять. Например, при анализе зрительных сцен различные фреймы в системе соответствуют различным точкам зрения на нее, а переходы от одного фрейма к другому отражают эффект перемещения наблюдателя из одного места в другое. Важно, что различные фреймы одной и той же системы, будь то ЛФ или ПФ, используют общее множество терминалов. Благодаря этому становится возможным координировать информацию, полученную с различных точек зрения в широком смысле.

Однако именно на этом этапе возникает множество вопросов с пониманием смысла и пониманием причинно-следственных связей. Рассмотрим лишь несколько фраз и связанных с ними вопросов, отмеченных в книге П.Уинстона [5]:

«Робби нравится ставить эту пирамиду на красный блок».

Это то же самое, что и фраза «Робби счастлив, когда эту пирамиду помещают на красный блок.»? В таком случае имеет место

(фрейм ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ (объект РОББИ) (текущее состояние ()) (результирующее состояние (БОЛЕЕ СЧАСТЛИВ)) (действие (ФРЕЙМ ДЕЙСТВИЕ)))

Предположим, что кто-то сказал:

«Робби успокоил Суззи».

Ясно, что здесь также присутствует изменение состояния (Суззи стала менее грустной). Но что именно сделал Робби? Поговорил ли он с ней, взял на прогулку или просто передвинул пирамиду? Это неизвестно, и поэтому в слоте «действие» ссылка будет отсутствовать.

Рассмотрим еще один пример:

«Суззи была травмирована результатом экзамена.»

Ясно, что это образное выражение, экзамен не повредил Суззи физически, а полученная оценка заставила ее почувствовать себя плохо.


Начало  Назад  Вперед