Интеллектуальные робототехнические системы


Проблемы понимания естественного языка


Проблемы понимания естественного языка, будь то текст или речь, во многом зависят от знания предметной области. Понимание языка требует знаний о целях говорящего и о контексте. Необходимо также учитывать недосказанность или иносказательность. Например, даже в таком простом предложении «Ваня встретил Машу на поляне с цветами» нам не понятно, кто же был с цветами: Ваня, Маша или поляна? Еще один пример «Врач бегло говорила по-английски». Разбирая это предложение, необходимо в результате разбора зафиксировать, что врач была женщина. Крылатая фраза знаменитого русского лингвиста, академика Л.В.Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка» говорит о том, что такая «непонятная» фраза построена по всем правилам русского языка, не вызывает проблем с грамматическим разбором такого предложения, но вызывает проблемы с пониманием. Попробуем сформулировать лишь некоторые проблемы понимания естественного языка.

  1. Проблема СМЫСЛ-ТЕКСТ. Об этом только что говорилось и приведем еще один пример по этой проблеме. В предложении «Какой завод заказал оборудование для конвертерного цеха в Бельгии?» неясен смысл: был ли сделан заказ в Бельгии или цех находится в Бельгии.
  2. Проблема планирования возникает при необходимости вести диалог, например, на тему «Куда Вы хотите лететь?». В этом случае нужно глубокое знание предметной области (номера рейсов, время прилета-отлета, цены и т.д.).
  3. Проблема равнозначности. Будут ли равнозначны два предложения «У дома стоит слон» и «У дома стоит существо с хоботом и бивнями»? На первый взгляд нет сомнений в равнозначности этих предложений. А если в базе знаний существо с хоботом и бивнями определено двумя значениями: слон и мамонт, то такие сомнения, наверное, появятся.
  4. Проблемы моделей участников общения. У участников общения должны быть сопоставимые модели представления знаний, необходимая глубина понимания, возможность логического вывода, возможность действия.
  5. Проблема эллиптических конструкций, то есть опущенных элементов диалога. Например, в пословице «Береги платье снову, а честь - смолоду» вторая часть предложения будет синтаксическим эллипсисом (опущен глагол береги).
  6. Проблема временных противоречий.


    Начало  Назад  Вперед



    Книжный магазин