Интерфейс.Новые направления в проектировании компьютерных систем

       

Способы и средства помощи в человекоориентированных интерфейсах


Будьте водителем, а не механиком.
Из рекламы автомобилей

Интерфейс с рабочим столом имеет довольно низкую эффективность, так как, находясь на его уровне, вы не можете выполнять свои задачи. В человекоориентированном интерфейсе, в котором нет ни рабочего стола, ни приложений, пользователь может в любой момент работать с необходимым ему содержимым.

Как уже говорилось, мы можем отказаться от использования файлов и файловых имен, оставив только одно пространство— пространство содержимого. В такой среде не требуется открывать или закрывать документы — вы просто уменьшаете масштаб системы до их размера и начинаете работать. Вам не требуется открывать приложения — вы просто копируете чистый документ (или что-то еще). Игру не требуется запускать, вы просто масштабируетесь до нее (причем, если игра многопользовательская, это можно сделать прямо по ее ходу). Для разделения текста на определенные пользователем области используются разделители из набора символов или выбранные пользователем слова и коды, или же разделение достигается с помощью особой формы расположения содержимого.

Как показало исследование, на основе которого были разработаны системы SwyftWare и Canon Cat, начинающие пользователи считают, что системы, в которых нет рабочего стола или файловых имен, очень просты в использовании. Тем не менее, опытным пользователям современных систем эти принципы построения интерфейсов могут показаться настолько необычными, что без некоторых объяснений они могут прийти в замешательство. Крайним примером этой ситуации может быть тот случай, когда компания IBM пыталась рассматривать компьютер Canon Cat на предмет возможного интереса к его интерфейсу. Для выполнения оценки интерфейса компания IBM выбрала двух своих бывших сотрудников (чтобы избежать заключения соглашения о неразглашении полученной информации), которые были довольно опытными пользователями персональных компьютеров. Образ действия (или modus operandi), которого придерживались эти эксперты, заключался в том, чтобы определить, смогут ли они быстро изучить интерфейс без помощи руководств, онлайновой системы подсказок или пособий.

В конце концов, у них ничего не получилось.
Они пытались запустить текстовый процессор с помощью целого набора команд, начиная от косых черт из языка управления задачами с использованием перфокарт IBM (этот безобразный стиль разделителей, как ни удивительно, сохранился до сих пор и встречается в веб-адресах) и заканчивая командами IBM DOS. Естественно, это приводило лишь к набору и удалению текста, хотя они и делали свои попытки, как им казалось, на «уровне системы».


Интерфейс должен быть по возможности самообучающимся. Это не означает, что интерфейс должен быть интуитивным, а означает, что пользователь может легко найти понятные объяснения или инструкции в тех случаях, когда он в них нуждается. Для упрощения процесса изучения при первой активизации продукта на экране должен отобразиться экран с текстом инструктивного содержания. Учебник и полное руководство по использованию должны быть частью интерфейса, доступной в любой момент. Справочные экраны должны быть просто частью содержания, и для их использования не должны применяться какие-то особые методы или средства. Для поиска необходимой информации должно быть достаточно лишь использовать функцию LEAP по любому ключевому слову или же несколько раз нажать на клавишу <LEAP Again>. Также можно сначала просто увеличить масштаб справочной области, а затем той ее части, которая вам необходима. Справочные системы в пользовательских графических интерфейсах являются дополнением к основной части интерфейса, внедряются отдельно и работают по своим собственным правилам, что создает дополнительные трудности как для пользователей, так и для разработчиков. Однако куда вы можете обратиться, если вам требуется получить справку о том, как пользоваться справочной системой в обычных пользовательских графических интерфейсах, — в справочную систему справочной системы? Аналогично списку команд, которые были вынесены из области, доступной только для программирования, и стали обычным текстом (см. раздел 5.4), в человекоориентированном интерфейсе со справочными компонентами можно работать без помощи каких-то специальных методов. Допустим, вы пытаетесь что-то ввести в заблокированный текст С помощью клавиши <LEAP> или непосредственно мыши вы можете переместить курсор в заблокированный текст.


Если теперь вы попытаетесь ввести какой-то текст, как должна реагировать система? Более или менее традиционным методом реагирования в данном случае является подача звукового сигнала и, возможно, мелькание экрана или панели меню для того, чтобы показать, что вы делаете что-то неправильно; после чего иногда может появиться диалоговое окно с сообщением, что совершается недопустимое действие. Однако такая реакция не подобает для человекоориентированного интерфейса, поскольку выдаваемое сообщение необходимо закрывать, и любые введенные символы теряются, что приводит к нарушению нашего аналога Первого закона робототехники Азимова, суть которого сводится к тому, что все содержание пользователя является священным. Также неприемлемо, чтобы система изменяла выбранную вами точку ввода на какую-то другую внутри документа или за его пределами. Вы уже решили, что хотите видеть, и машина не должна изменять это решение. Ряд вариантов позволяет не нарушить когнитивные принципы разработки человекоориентированных интерфейсов. Например, экран может разделяться, и в одной его части может отображаться заблокированный текст с курсором, а в другой части может появляться вводимый вами текст, скажем, сразу после заблокированного текста. Другим решением может быть выдача поверх текста полупрозрачного слоя с сообщением о том, что вы пытаетесь изменить текст, который является заблокированным; причем вводимый вами текст может появляться в этом же слое в уже выделенном виде так, чтобы вы могли при желании сразу же перенести его в любое другое место. Как только вы перенесете этот текст, полупрозрачный слой автоматически исчезает. В большинстве систем передача электронной почты осуществляется с помощью особого приложения. В обсуждаемой здесь системе процесс отправки электронного сообщения состоит из выбора текста, выбора адреса и выполнения команды Send (Отправить). Так как выполнение почти всякой операции начинается с определения выборки и заканчивается назначением какой-то команды, стандартная последовательность действий становится привычной, и поэтому операция по отправке электронного сообщения кажется состоящей из одного шага, а не из трех разных шагов. Каталог адресов электронной почты в данном случае содержит просто список электронных адресов или любой список, включающий имена и соответствующие адреса.


Такой каталог является обычным текстом, а не специальным механизмом. Допустим, что вы хотите отправить электронное сообщение своему дяде Герману. Вы вводите текст и выделяете его. Затем с помощью клавиши <LEAP> переходите к пункту Герман Джэксон или к другому имени, под которым ваш дядя фигурирует в списке, и выделяете его электронный адрес. И, наконец, вы вводите или выбираете из меню команду Send и выполняете ее, как было описано выше, с помощью клавиши <Command>. Вместо одного имени, конечно, вы можете выбрать целый список имен для осуществления рассылки. Другой способ заключается в том, чтобы специальная команда отправки электронных сообщений использовала первую строку выделенного текста как адрес, вторую строку — как тему сообщения, а остальную часть выборки — как тело сообщения. Какая-нибудь другая команда может использоваться для прикрепления выборки к электронному сообщению. Безусловно, разные разработчики будут предлагать несколько разных методов отправки электронных сообщений, из которых разумный пользователь приобретет только один. Что касается получения электронной почты, здесь можно предложить несколько необычный метод, который, однако, на практике работает лучше, чем это может показаться сначала. В тот момент, когда приходит электронное сообщение, перед текущей позицией курсора сразу же вставляются два символа документа, между которыми размещается поступающее содержание получаемого сообщения. Естественно, во время приема сообщения вы можете не прерывать свою работу. Никакое специальное окно или сообщение «Вам пришла почта» не требуется. Вы можете игнорировать полученное электронное сообщение или прочитать его в процессе получения. В любой момент, как во время получения электронного сообщения, так и после этого, вы можете выделить его и переместить куда-нибудь. Опытный пользователь, скорее всего, предусмотрит для этого специальное место, обозначив его надписью вроде «E-mail-хранилище» или «Здесь e-mail» или как-нибудь иначе, чтобы сюда можно было быстро перейти с помощью клавиши <LEAP> и в свободное время прочитать полученные сообщения (которые могут сохраняться в этой области автоматически, так же как и оказываться в фокусе по их получении).


Ценность этого метода состоит в том, что электронная почта вместе с присоединенной к ней информацией поступает автоматически и видимым образом и становится частью вашего текста, — о том же, как переместить текст в любое место, вы уже знаете. Загрузка присоединенных файлов происходит в фоновом режиме, поэтому работа пользователя не прерывается, а сама информация, во избежание вирусного заражения, может быть помещена в неисполняемую карантинную область. Разработчики также могут предусмотреть команду для сбора всей недавно полученной почты и помещения ее в какую-то область в пользовательской среде. Шифрование осуществляется через выделение какого-то текста и применение к этой выборке команды шифрования. Зашифрованный текст может быть оставлен на том же месте, переслан по электронной почте или использован другим образом. Расшифровка производится аналогичным способом. Любые возможности, поставляемые современными приложениями, также соответствуют этой ментальной модели. Рассмотрим электронные таблицы. Если выборка синтаксически построена как алгебраическое выражение, то при использовании команды Calc это выражение сохраняется, и на его месте отображается результат вычисления. Другая команда позволяет выполнить обратный процесс и показать сохраненное выражение, которое при необходимости можно отредактировать и вычислить снова. Полностью функциональную электронную таблицу можно получить в случаях, если: в выражениях допускается использовать переменные, величинам можно давать имена, синтаксис допускает использование относительных ссылок, ряды данных можно подписывать и выражения можно организовывать в таблицы. Однако это несколько больше, чем просто электронные таблицы, поскольку ссылки на использованные в них значения могут быть вставлены в любом месте внутри текста, и любое значение в тексте можно под определенным именем включить в электронную таблицу. Таким образом, даже без помощи специальных механизмов результаты, помещенные в электронную таблицу из какого-то отчета, могут быть также использованы во введении к этому отчету, а значения, указанные в тексте отчета, могут быть использованы в электронной таблице.В результате между текстом, почтой, электронными таблицами или любым другим типом содержания в этом смысле нет резкого разделения.

Содержание раздела